Сжатый, или компримированный, природный газ — самое экономически эффективное и экологичное из используемых в коммерческом транспорте видов топлива. Его применение обеспечивает снижение эксплуатационных затрат на 40–50% (в зависимости от величины пробега и особенностей конкретной модели) по сравнению с бензином или дизельным топливом. 

Но при таком многообещающем будущем метана на 15-й выставке техники на газомоторном топливе — GasSuf, которая открылась 17 октября в Москве, коммерческий транспорт был представлен только двумя автопроизводителями с двигателями на метане или би-топливе. 

Санкт-Петербургская компания «Автомобильные газодизельные системы» привезла на выставку газодизельный среднетоннажный грузовик ISUZU NP. Этот автомобиль фактически проходил испытания по дороге на выставку из Северной столицы в Москву.

По пути из Санкт-Петербурга в Москву грузовик ISUZU использовал на 60% газовое топливо (фото: Виталий Блинушов)

По пути из Санкт-Петербурга в Москву грузовик ISUZU использовал на 60% газовое топливо (фото: Виталий Блинушов)

Он работает на трех видах топлива: метане, пропане и дизеле. Вместо свечей зажигания применяется впрыск дизельного топлива в количестве, достаточном для устойчивого воспламенения горючей смеси в камере сгорания. Газ же становится катализатором горения и способствует более эффективному использованию дизельного топлива. Во время пробега в Москву при максимальной загрузке компания достигла замещения дизеля газовым топливом на 60%.

Основная экспозиция коммерческого автотранспорта на выставке представлена компанией «Группа ГАЗ». Вся линейка автомобилей этого производителя оснащается собственными газомоторными двигателями.

Конвейерная сборка автомобилей с сертифицированным газобаллонным оборудованием обеспечивает противопожарную и пассивную безопасность. Завод устанавливает современное газовое оборудование 4-го поколения. Срок эксплуатации баллонов на машинах ГАЗ — 15 лет, переосвидетельствование необходимо проводить каждые пять лет. Указатель уровня газа устанавливается штатно в комбинации приборов и используется единый блок управления двигателем.
Вариант автомобиля «ГАЗон» на метане (фото: Виталий Блинушов)

Вариант автомобиля «ГАЗон» на метане (фото: Виталий Блинушов)

Заводская гарантия на автомобили не зависит от типа топлива и составляет до трех лет или 150 тыс. км пробега. По данным производителя, экономия затрат на топливо для перевозчика по сравнению с техникой на традиционном топливе составляет до 190 тыс. руб в год на один автомобиль. Суммарный пробег без дозаправки для «ГАЗелей» и «ГАЗонов» CNG — 800 км, для «Уралов» — 400 км.

Газовое топливо само по себе дешевле традиционного. Цена на метан практически в 2 раза ниже дизеля. Запасов природного газа в мире хватит на 200 лет. Природный газ получают напрямую из недр и подвергают простым процедурам по очистке и осушке, поэтому исходный материал получается одинакового качества. Метану не страшна низкая температура, заправляться им можно в любой мороз.

Кроме того, газомоторное топливо не образует отложений в топливной системе, не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, тем самым снижая трение и уменьшая износ деталей двигателя. При сгорании природного газа не образуется твердых частиц и золы, вызывающих повышенный износ цилиндров и поршней.

Покупатель приобретает коммерческий автомобиль с двигателем на метане по цене автомобиля с дизелем. При этом производство автомобиля с газовым мотором обходится на 900000 руб. дороже, но эту разницу субсидирует государство производителю уже после реализации.

Очевидно, что развитие использования газового топлива останавливает недостаточное количество заправок. Эту ситуацию сейчас исправляет «Газпром» и государственная программа «Все на газ», по которой открываются десятки АГНКС-заправок ежегодно. Традиционно автомобили на газе популярны в регионах, где достаточное количество «газовых» заправок, — это Юг России и Уральский федеральный округ.

Текст: Татьяна Елисеева
Фото: Виталий Блинушов
18 октября 2017 года
РЕКАЛАМА